Главная \ Заседания Совета \ Заседание 30 августа 2017 года

Заседание 30 августа 2017 года

Государственная жилищная Инспекция Санкт-Петербурга сообщает, что 30.08.2017 в 17:00 запланировано проведение очередного заседания Общественного совета, место проведения - зал «Ассамблея» Информационно-образовательного центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по адресу: Санкт-Петербург, Таврическая ул., д. 10.

Повестка дня

Видеозапись заседания

Протокол заседания

Пресс-релиз о прошедшем заседании ГЖИ СПб

Пресс-релиз о прошедшем заседании аппарата вице-губернатора Н.Л.Бондаренко

Информация по исполнению пунктов 12 и 18 Протокола заседания от 20.06.2017 №138 от Галины Геннадьевны Белковой

1. Предложения по совершенствованию работы Межведомственной комиссии по выявлению объектов государственной собственности Санкт-Петербурга (МВК), обладающих признаками общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и нежилых зданиях (п. 12 Протокола заседания от 20.06.2017 №138)

С целью подготовки к совещанию с участием вице-губернатора М.П. Мокрецова Общественный совет поставил задачу направить предложения по совершенствованию работы Межведомственной комиссии по выявлению объектов государственной собственности Санкт-Петербурга (МВК), обладающих признаками общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и нежилых зданиях (п. 12 Протокола заседания от 20.06.2017 №138).

В этой связи, считаю необходимым принятие следующих мер.

1. В «Стратегии развития ЖКХ на период до 2020 года», утв. Распоряжением Правительства РФ №80-р от 26.01.2016, указано на необходимость разработать комплекс мер по возврату гражданам общего имущества в многоквартирных зданиях, в т.ч. по ранее совершенным сделкам, в т.ч. в случаях незаконного отчуждения органами власти.

Мероприятия, связанные с возвратом гражданам общего имущества по ранее совершенным сделкам, не организованы в Санкт-Петербурге даже в отношении объектов, где вследствие решений либо бездействия государственных органов возникли сложности в эксплуатации и ремонте таких объектов, создана угроза жизни, здоровью и имуществу людей, нарушается законодательство о защите прав потребителей, о техническом регулировании, иные императивные нормы.

Вывод: В том числе МВК необходимо разработать перечень мероприятий для эффективного исполнения этой части Распоряжения Правительства РФ №80-р от 26.01.2016 (с. 13).

2. Статьей 212 п. 3 ГК РФ определено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения имуществом могут устанавливаться лишь законом. Виды имущества, которые могут находиться только в государственной собственности, также определяются законом.

Решения МВК оформляют в виде протоколов заседаний, в которых мотивация в виде ссылок на соответствующий закон отсутствует.

Вывод: Оформление решений МВК необходимо привести в соответствие с указанными выше требованиями законодательства РФ.

23.08.2017

Галина Белкова

2. Заключение, обобщающее практику рассмотрения обращений граждан об изменении проектного назначения нежилых помещений в жилых зданиях Санкт-Петербурга без оформления и согласования в установленном порядке проекта их перепланировки и (или) переоборудования (п. 18 Протокола заседания Общественного совета от 20.06.2017 №138)

Общественный совет поставил задачу обобщить практику рассмотрения обращений граждан об изменении проектного назначения нежилых помещений в жилых зданиях Санкт-Петербурга без оформления и согласования в установленном порядке проекта их перепланировки и (или) переоборудования (п. 18 Протокола заседания Общественного совета от 20.06.2017 №138).

Заключение по этой теме составлено с учетом положений «Стратегии развития ЖКХ на период до 2020 года», утв. Распоряжением Правительства РФ №80-р от 26.01.2016. В нем указано на необходимость: разобраться, какой терминологический аппарат используют в жилищной сфере; проанализировать стандарты, нормы, правила в части решения вопросов технического регулирования; совершенствования мониторинга технического состояния жилищного фонда; принятия комплекса мер по его сохранению; повышения в этой сфере качества гос. управления; оптимизации разграничения полномочий и ответственности наряду с совершенствованием системы общественного контроля (с.с. 5, 6, 7, 14, 15).

1. Определение правового статуса исследуемых работ в законодательстве РФ

В законодательстве РФ отсутствует понятие «перепланировки (переоборудования) нежилого помещения», как и «реконструкции нежилого помещения», в т.ч. чердачного (мансардного). В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя №170 от 27.09.2003 (Правила), имеется ссылка на то, что работы по переоборудованию нежилого помещения допускаются после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Поскольку законодательством РФ не урегулирован порядок производства указанных выше работ и постановки объектов на государственный учет по окончании этих работ, указанные действия не допускаются, поскольку противоречат требованиям ст. 55 ч. 3 Конституции РФ.

2. Определение правового статуса фактических работ в законодательстве РФ

Применение принципа аналогии с жилыми помещениями в этом случае недопустимо, с учетом того, что под указанными выше названиями проводят работы, не предусмотренные Правилами (см. перечень работ по перепланировке/ переоборудованию жилых помещений).

Порядок подготовки, производства и приемки фактически произведенных работ урегулирован градостроительным законодательством РФ.

Так, согласно Приказу Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009, разборка элементов зданий, их частей; монтаж металлических, кирпичных конструкций, устройство кровель из штучных и листовых материалов, внутренних инженерных систем и оборудования зданий относят к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Производство этих работ требует получения разрешения на строительство (ст. 3 п. 2 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.11.1995). К заявлению о выдаче разрешения в числе прочих документов надлежит приложить решение общего собрания собственников помещений (ст. 51 п. 7 п/п 6.2 ГрК РФ).

Даже при наличии таких документов Правилами не допускаются работы по разборке несущих элементов жилых зданий (стен, перекрытий, фундамента), монтаж кирпичных стен, земляные работы в непосредственной близости от несущих стен, изменения схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения; изменения других технико-экономических показателей здания, в т.ч. площади, количества оконных и дверных проемов.

Такие работы ведут к ухудшению условий проживания и эксплуатации зданий, вследствие нарушения прочности, разрушения несущих конструкций, нарушений в работе инженерных систем, оборудования; ухудшения сохранности и внешнего вида фасадов; изменения режима пользования зданием, когда увеличивается доступ на дворовую территорию и в здание посторонних, утрачивается доступ обслуживающего персонала к конструкциям и сетям здания.

Согласно Правилам, строительные конструкции, инженерные сети и оборудование жилого здания должны быть в исправном состоянии. Под исправным техническим состоянием понимают поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, исправность строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов и технической документации (ст. 55.24 п. 8 ГрК РФ).

Согласно Правилам, неисправности надлежит устранять в течение нескольких часов. При производстве исследуемых работ это требование заведомо невыполнимо.

Многоквартирный дом является объектом технического регулирования, соответственно, на него распространяется законодательство о техническом регулировании, в основе которого лежит запрет подвергать риску жизнь, здоровье, имущество людей; нельзя наносить вред растениям и животным. Чтобы не создавать вероятность причинения вреда, необходимо проводить проверки на соответствие требованиям безопасности, в т.ч. технических и иных элементов зданий, процесса их эксплуатации, проектной документации, порядка производства работ и оказания услуг жителям таких зданий.

Данное требование не исполняется. Заключения о проверках на безопасность подменяют иными документами, например, «согласованиями» проектной документации, хотя в законодательстве РФ нет разъяснений на счет того, какая процедура называется «согласованием». В Законе о техническом регулировании нет указания на то, что такие «согласования», «акты приемки», иные документы могут заменить акт надзорного органа, составленный по результатам проверки на соответствие требованиям безопасности (ст. 3 ФЗ 184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002).

3. Выводы

Исследуемые работы проводят общественно опасным способом, без расселения людей, получения разрешений на строительство, обязательного оформления иных документов, в т.ч. решений собственников жилья. Постановка объекта на государственный учет в измененном техническом состоянии в таких случаях противоречит требованиям законодательства РФ, поскольку проверка на соответствие требованиям безопасности на всех этапах контрольными органами не осуществляется. Соответственно, государственные услуги в этой сфере не отвечают требованиям безопасности.

4. Рекомендации

Во исполнение этих требований Правительству Санкт-Петербурга рекомендовано привести эту сферу правоотношений в соответствие с законодательством РФ, в т.ч. организовать многоканальную телефонную линию для экстренной остановки на территории жилых зданий работ, которые создают риск для жизни, здоровья и имущества людей.

23.08.2017

Галина Белкова