Главная \ Районные советы, городские ЖКХ-ассоциации \ Создание института независимых общественных инспекторов обсудили в Санкт-Петербурге

Создание института независимых общественных инспекторов обсудили в Санкт-Петербурге

« Назад

Создание института независимых общественных инспекторов обсудили в Санкт-Петербурге 23.06.2017 00:46

21 июня 2017 года на площадке администрации Невского района Санкт-Петербурга прошел круглый стол "Реализация в Санкт-Петербурге Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016г. № 1491 "О порядке осуществления общественного жилищного контроля. Становление и развитие института Общественных инспекторов в сфере ЖКХ".

Круглый стол организован городскими общественными организациями Проект «Наблюдаем за ЖКХ», «Объединение Советов домов и собственников МКД», «Гражданское коммунальное взаимодействие». В мероприятии приняли участие первый замглавы администрации Невского района Оверчук С.И., начальник управления Жилищного комитета СПб по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Ходьков С.Н., советник аппарата Уполномоченного по правам человека в СПб Шарыгин К.Е., председатель Общественного Совета при ГЖИ Цапарин Е.Б., член Общественного совета при ГЖИ Михайлов Д.В., а также представители экспертного сообщества в сфере ЖКХ юристы Тямшанский Н.Б. и Цветов А.Г., социолог Келасьев О.В.; представители общественных организаций Лебедева Л.П.; Ильгин Д.С.; Мачнева М.М.; Шувалов Р.Р.

Повестка:

1. Практическая реализация в Санкт-Петербурге права гражданина, предусмотренного ст.21 федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" на участие в общественной проверке в сфере ЖКХ.

2. Ускорение принятия в Санкт-Петербурге в соответствии со ст.2 федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" регионального закона об общественном контроле.

3. Выяснить, что препятствует появлению в Санкт-Петербурге общественных инспекторов в сфере ЖКХ, как стать общественным инспектором, как осуществлять данную деятельность.

Для решения вопросов повестки, затрагивающей интересы большинства жителей Санкт-Петербурга, потребовалась комплексная группа, состоящая из профессионалов разных отраслей. Требовалось наконец выяснить, почему в Санкт-Петербурге до сих пор не налажен эффективный механизм гражданского контроля в сфере ЖКХ, включая создание института независимых общественных инспекторов.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

Выступил Оверчук С.И. Оверчук С.И. сообщил, что Администрация Невского района открыта для сотрудничества с общественными организациями в сфере ЖКХ и готова к открытому диалогу. У руководства района есть стремление улучшить жилищно-коммунальное обслуживание населения. Мнение общественности крайне важно для достижения этой цели. Он предложил, чтобы представители общественности участвовали во встречах с руководителями управляющих компаний ТСЖ, ТСН, ЖСК, которые планируются до начала отопительного сезона в районе.

Выступил Цветов А.Г. Сообщил, что в Санкт-Петербурге уже 3 года пробуксовывает работа по обеспечению права гражданина, предусмотренного ст.21 федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" на участие в общественной проверке в сфере ЖКХ. В то же время в большинстве субъектов федерации эта работа налажена на региональном и муниципальном уровне. В Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления значительно урезаны. Поэтому без соответствующего регионального закона система не заработает эффективно. Институт общественного инспектора в сфере ЖКХ не нов. Приказом Госстроя РФ №17-92 от 23 апреля 1998 г. было утверждено «Положение об общественном жилищном инспекторе». Данное положение действовало до июля 2003 г. Положение даже допускало возможность бюджетного финансирования данного общественного института. Положение определяло, что Общественными жилищными инспекторами могут быть граждане, постоянно проживающие на территории данного населенного пункта, являющиеся квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы в жилищно-коммунальном хозяйстве, на основании личных заявлений, подаваемых в государственные жилищные инспекции. То есть инспектором мог быть любой инициативный гражданин, обладающий знаниями в сфере ЖКХ. Цветов А.Г. предложил сохранить этот принцип и сейчас. Нельзя сокращать и отсеивать число желающих инициативных граждан. Чем их будет больше, тем лучше. Однако важно, чтобы они имели базовые знания в сфере ЖКХ, были соответствующим образом обучены и четко понимали свои права и техническую сторону вопроса. Нельзя допустить, чтобы общественные инспектора были только при ГЖИ Санкт-Петербурга. Должен существовать и Общественный совет при ГЖИ, и общественные инспектора, и не надо противопоставлять или подменять эти институты. В большинстве регионов приняты региональные законы об общественном контроле, проходит обучение общественных инспекторов, выделяются гранты. Санкт-Петербург не должен быть в числе отстающих.

Выступил Ходьков С.Н. Он сообщил, что Жилищный комитет планирует утвердить программу обучения Общественный инспектор ЖКХ на базе СПб ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр Жилищного комитета». В ближайшее время будет сформирована первая группа и будет найдено финансирование. Продолжительность обучения – 16 академических часов. В скором времени программа будет размещена на сайте.

Выступил Шарыгин К.Е. Он сообщил, что, по его мнению, действующее законодательство (в частности, Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1491 "О порядке осуществления общественного жилищного контроля") прямо не включает управляющие компании в жилищно-коммунальной сфере в число объектов общественного контроля, в том числе общественного жилищного контроля. Тем не менее, опосредованно управляющие компании в жилищно-коммунальной сфере могут охватываться процедурами общественного жилищного контроля в связи с проведением общественного жилищного контроля в отношении органов государственного жилищного надзора при осуществлении последними мероприятий по проверке деятельности управляющих компаний в жилищной сфере. Предложил от имени участников Круглого стола направить обращение в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с целью получения официальных разъяснений по применению Правил осуществления общественного жилищного контроля в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1491 "О порядке осуществления общественного жилищного контроля".

Выступил Ильгин Д.С. Он сообщил, что у него как Председателя совета дома имеются существенные разногласия с руководством управляющей организации, управляющей домом. Ими не раскрывается информация, не предоставляются затребованные общественностью документы. Они не дают возможности подписывать акты на выполненные ремонтные работы по форме утвержденной Приказом Минстроя России от 26.10.2015 №761/пр. Отметил необходимость должным образом прописанного договора с управляющей организацией,  в котором были бы четко прописаны права и обязанности управляющей организации и  Совета дома  на основании основных законодательств, регулирующих сферу ЖКХ Полномочия общественного инспектора могли бы помочь решить эти и другие насущные задачи. Внедрение данного института полезно и необходимо.

Выступила Лебедева Л.П. Поддержала  Ильгина Д.С. в необходимости Договора и в ЖСК, ТСЖ для собственников, не являющихся членами  ЖСК, ТСЖ; этим вопросом она занимается безрезультатно уже не один год. Сообщила, что необходимо участие квалифицированных общественных инспекторов в проверках ГЖИ, Прокуратуры. В ее практике это участие может выявить серьезные проблемы в незаконных начислениях. Она привела пример, когда общественник может быть опытнее и квалифицированнее проверяющего сотрудника государственных органов.

Выступил Цапарин Е.Б. Сообщил, что Общественный совет при ГЖИ в марте 2017 г. обсуждал вопросы общественного контроля в сфере ЖКХ. Направлен запрос в Общественную палату Санкт-Петербурга, однако ответ до сих пор не получен. Институт необходим и должен работать в Санкт-Петербурге.

Выступил Тямшанский Н.Б. Сообщил, что Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" и Правила осуществления общественного жилищного контроля, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491, не содержат каких-либо требований к квалификации общественного инспектора, а общественного эксперта косвенно определяют как специалиста, обладающего специальными знаниями и (или) опытом в сфере жилищного законодательства. Поэтому прохождение курсов повышения квалификации может рассматриваться только как дополнение, но не как обязательное условие для привлечения общественного инспектора (общественного эксперта) к проведению общественной проверки (общественной экспертизы). Подтверждение статуса общественного инспектора (общественного эксперта) каким-либо документом, помимо решения субъекта общественного жилищного контроля о включении заявителя, направившего запрос, в состав общественных инспекторов (общественных экспертов), участвующих в проведении общественной проверки (общественной экспертизы), организатором которой является субъект общественного жилищного контроля, федеральным законодательством не предусмотрено.

Выступил Шувалов Р.Р. Если после рассмотрения итоговых документов, подготовленных по результатам общественного жилищного контроля, ответ органа или организации, осуществляющих деятельность в жилищной сфере, направленный субъекту общественного контроля, является не обоснованным с точки зрения субъекта общественного контроля (или ответ не получен в установленный законодательством срок) и информация о результатах проведенного общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль, необходимо обеспечить механизм совместного очного рассмотрения результатов общественного жилищного контроля, с участием представителей контролирующего (надзорного) органа, субъекта общественного контроля и органа или организации, в отношении которых проводился общественный жилищный контроль. Шувалов также сообщил, что ему уже звонила Глава муниципального совета и предлагала пройти это обучение для работы общественным инспектора,  и если все состоится, то от Выборгского района вроде будет два человека, включая  и его.

Выступил Келасьев О.В. Келасьев О.В. подчеркнул, что для воплощения в жизнь и практической реализации многих прозвучавших конструктивных рекомендаций Круглого стола по налаживанию общественного контроля в СПб необходимо участие заявленных депутатов ЗАКСа, которые бы обеспечивали их продвижение на уровне городского законодательства. Только при их участии возможна комплексность и интегративность подхода к построению эффективной модели общественного контроля. Такому городу как Санкт-Петербург с его ресурсами нельзя так отставать в этой затрагивающей большинство жителей сфере. Однако депутаты  готовы работать с нами путём рассмотрения предложений Круглого стола по части законотворческой работы в сфере общественного контроля. Хотелось бы надеяться на их более заинтересованное участие в такой важной тематике. И ещё: надо готовиться к непростой работе, не всё пойдёт сразу, будут проблемы, противоречия, необходимо вступать в переговоры, учится согласовывать противостоящие интересы, управляющим кампаниям  и гражданам.

Выступила Мачнева М.М. Поблагодарила Администрацию Невского района за содействие и сотрудничество.  Обратила внимание, что  есть также поддержка и, по её мнению, складывающийся диалог с вице-губернатором по ЖКХ Бондаренко Н.Л., но хотелось бы уже конкретных совместных действий. Сообщила, что достигнута договоренность с депутатами ЗАКСа о том, что с сентября 2017 г. будет возобновлена работа над проектом регионального закона об общественном контроле. Однако затягивать с решением вопроса Института общественных инспекторов уже нельзя, поскольку и статус Санкт-Петербурга обязывает не быть в отстающих, и ситуация более чем назрела. Есть предложение сделать пилотный проект, создав группу общественных инспекторов из уже известных, грамотно себя зарекомендовавших общественников. Отметила, что как бы сложно не складывались отношения  между общественностью  и  гос. органами, но данный Круглый  стол показывает, благодаря общению с присутствующими представителем Жил. комитета и Председателем ОС при ГЖИ, что  диалог, взаимопонимание  очень даже возможны и должны активно продолжаться. Также указала,  что надо стараться уводить спорные вопросы от решения только в судебном порядке, возможны варианты использования медиации. Необходимы любые конструктивные предложения общественности.

Предложения Круглого стола:

- Направить обращение в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с целью получения официальных разъяснений по применению Правил осуществления общественного жилищного контроля в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1491 "О порядке осуществления общественного жилищного контроля" на территории Санкт-Петербурга.

- Предложить Жилищному комитету СПб и вице-губернатору Санкт-Петербурга Бондаренко Н.Л. до принятия соответствующего регионального закона принять меры к внедрению и регулярного проведения общественного жилищного контроля деятельности Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга при осуществлении проверок управляющих компаний в жилищной сфере(в том числе в рамках пилотного проекта совместного посещения инспекторами ГЖИ и общественными жилищными инспекторами управляющих компаний).

- Не допустить ситуации, когда общественным инспектором ЖКХ смогут быть только назначенные кем-то граждане. Рекомендовать создать условия, при которых общественным инспектором ЖКХ может быть любой желающий инициативный гражданин, имеющий квалификацию в сфере ЖКХ.

- Не допустить ситуацию, когда общественный контроль в сфере ЖКХ будут осуществлять только члены общественных советов при органах государственной власти и члены Общественной палаты РФ и Санкт-Петербурга.